Помнится мы с мамой лет 8 назад поехали искать плотника, который мог бы выстругать дизайнерские полочки, которые она подглядела в одном из дизайнерских журналов. Плотника нашли... находился он вроде бы в черте города - на 100-летия, но в таких ебенях, что к нему досих пор ещё дорогу нормальную не проложили...
Приехали по узазанному адресу... у них там ООО даже было... что-то типа "Топор и стамеска" - высокий забор метров 5 в высоту, большая территория и ангар. Сразу видно - серьезная контора.
Заехали на территорию и обомлели... Со всех сторон под самую верхушку забора стоят гробы - дешевые, струганные, одинаковые гробы, ещё не обшитые красной тканью. Сотни... что там... тысячи гробов.
Заходим во внутрь ангара - там такая же картина - гробы от горизонта до горизонта. На весь ангар горит одна лампочка, свисающая из-под 7 метрового потолка на длинном шнуре... мощностью ватт сто. Лампа освещает вокруг себя прощадь радиусом 7 метров... и прямо под ней стоит здоровый деревянный крест и мужик с рубанком, его "рубающий" (или как там говорится).
Мама, утопая в 20-сантиметровом слое опилок на полу, подходит, открывает мужику журнал, показывает полочку и спрашивает: "Сколько будет стоить?". Он, не отрываясь от креста, просает взгляд и говорит: "Ой! Дохуя! Очень дохуя! Тыщ восемьдесят!". Мама обомлела, захлопнула журнал и пошла к выходу. А он в след пробурчал: "А что вы хотите! У меня час работы тыщу рублей стоит!".
Так и остался мужик горобы делать. А жизнь так сложилась, что несколько лет назад я узнал сколько стоит один такой гроб. Обшитый, снаряженный - около 1500 рублей. Я искренне сомневаюсь, что тот плотник в день выдает по 10-12 гробов...
К чему я это...
Вчера до трех ночи пытался расчитать нашу работу в человеко-часах и исходя из этих цифр ставить цены на услуги.
И вот какое явление я заметил... во всяком случае за собой точно... Допустим, есть два способа считать стоимость работы:
а) По-колхозному - когда сидишь, смотришь за заказчика и по самоощущениям, по утренней эрекции и его глазам называешь цену - ну это будет стоить пятьдесят тысяч!
б) От себестоимости - когда сел, разложил полную себестоимость часа работы на твоем предприятии - зарплата, налоги, аренда и прочее... прикинул, что эффективные часы - это в самом лучшем случае 60% всего времени и накинул маржу. И получил определенную стоимость часа работы.
Но тут приходит другая проблема. Я сажусь, пересчитываю всю работу в часах и ценник выходит не 50000, а 140 000... и в голове начинает вопить колхозные вариант: "НЕ ГОНИ! Полтос! Не больше!". Под давлением борьбы, я иду на компромисс и делаю цену 90 000.
Что неправильно. Итогом такого процесса является работа ради работы...
По скайпу общался с товарищем из одной студии, которая находится в промежуточной стадии между колхозным и нормальным вариантом. Они оценивают свой час работы в 1200 р., а работуют за 600 р.
И что? Все мы тут маркетологи и понимаем, что услуга стоит столько, сколько за неё платят, а не столько за сколько ты хочешь продать. Следовательно час должен сразу стоить 600... а не 1200...
Вот и возникает дилема - толи планку держать, толи имя зарабатывать. Товарищ из студии утверждал, что они делают всё правильно. Надо делать дешево и хорошо. И постепенно поднимать планку. Так ты докажешь, что стоишь этих денег, которые просишь. К слову, их студия видимо к этому и идет... долговато только... они на рынке 10 лет и только в портфолио помещены 158 сайтов... А тем ни менее считают по-колхозному и работают на грани себестоимости - набивают ценность своему человеко-часу...